| ||||||
|
| |||||
Пнерова Л. Ю.Тема: Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки д , д Цели урока: Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки д , д , учить давать характеристики звукам. Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность. Формировать правильное, плавное, выразительное, сознательное чтение. Оборудование: учебник «Азбука», таблицы, демонстрационный материал, иллюстрации. Ход урока I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала 1. Чтение текстов с. . Постановка вопросов к текстам, выделение главной мысли предложений. 2. Образование новых форм слова: рыба, о рыбе, за рыбой, для рыбы 3. Образование родственных слов: рыба, рыбка, рыбак, рыбачить, рыбный, рыбешка
III. Фонетическая зарядка. Постановка темы и цели урока - Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду.) - Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь-динь-динь.) - Какие звуки слышим в начале этих слов? - Что вы можете рассказать об этих звуках? (Согласные, в произношении участвуют зубы и язык.) - Охарактеризуйте эти звуки. (Пальцы кладем на горло, произносим звуки д и д . Чувствуем дрожь. Значит, эти звуки звонкие.)
IV. Работа над новым материалом 1. Назовите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика, кедры 2. Какой одинаковый звук вы слышите в словах: девочка, дятел, дерево, радио, дети 3. Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз шар, астра. (Даша.) - Что знаем о правописании слова «Даша»? (Имена собственные пишутся с большой буквы.)
4. Кто больше запомнит слов со звуками д , д . Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.
4. Знакомство с буквами Д, д. Букву д на дне пруда Отыскали раки. С той поры у них беда: То и дело драки. А Шибаев - На что похожа печатная буква Д? Вот стоит дымок пуская, Буква д – труба печная. Этот домик – буква Д. В домике окошко. Из трубы идет дымок. А в окошке - кошка. В. Степанов 5. Раскрашивание схемы- человечка и характеристика: буква д обозначает согласный звонкий звук д и согласный звонкий звук д , значит, рисуем желтый колпачок-звоночек. Звук д - твердый, один ботиночек закрашиваем синим: звук д мягкий, второй ботиночек закрашиваем зеленым.
VI. Работа в Азбуке. Чтение слогов (с.18). Что на рисунке начинается с этих слогов? Какие буквы и слоги помогут составить слова? (Да (ча), до(м), ду(б), ди(во), ды(м). - Прочитайте слоги, где звук Д произносится мягко. - Прочитайте слоги, где гласная буква показывает, что согласный произносится твердо (да, до, ду, ды). - Сравните первый столбик и второй. (слушаем себя, наблюдаем за речью). (В первом столбике слоги начинаются с буквы д, во втором – с буквы т.) - Прочтите слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (3-й столбик). - Прочтите слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук. (4-й столбик).
VII. Физминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
VIII. Загадки. Деление отгадок на слоги. Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
На улице столбом, А в избе скатертью. (Дым)
Лежит – ниже коня, Встанет - выше коня. (Дуга)
Она идет между сел и полей, А люди все идут по ней. (Дорога)
Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае, Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели) Перечислить дни недели.
IX. Работа в Азбуке. 1. Чтение столбиков слов (про себя, затем вслух по заданиям). 1-й столбик. - Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие. - Прочитайте слова, где есть опасное место. (Дышит.) - Прочитайте слово из 2 звуков. (Да.) 2-й столбик. - Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности; Дома – растерянно; Домик - грустно; Домишко – насмешливо; Домишки – радостно. - Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.) - Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький (домик, домишко). Выделите суффиксы –ишк-, -ик-. Звуко-буквенный анализ этих слов. 3-й столбик. - Прочитайте слова с корнем -дыр-, с корнем –дым-. - Выделите корень. Как называются эти слова? (Однокоренные.) 4-й столбик. - Прочитайте слова с радостью, с восторгом. - Что заметили? Выделите корень – дар-. Прочитайте слова с приставками. 5-й столбик. - Все ли слова однокоренные? Прочитайте слова с корнем –дол-, -дал-. 6-й столбик. - Прочитайте эти слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень? (-лад-)
2. Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с.118). Подчеркивание пробела между предлогом и словом по ходу чтения. Озаглавливание текста. Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок». На доске ключевые слова: Дымок, труба, все-все увидеть, растаял. 1) Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию. 2) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова на доске подчеркиваются по мере их появления в тексте. Над трубой появился белый дымок. - Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный…) 2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх. - Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался.) 3-е предложение. - Какой вопрос зададим тексту? Постой, не спеши, стала учить труба. - Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.) 4-е предложение. - Каким был Дымок? (Любознательным.) А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть). 5-е предложение. - Почему так думает труба? А что ответит Дымок? 6-е предложение. (Чтение и подтверждение.) - Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте. Выпалил - что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.) - Что произойдет дальше с ним? (Предположения.) Читайте 7-е предложение не спеша. 7-е предложение. И… (предупредить о выразительном чтении – длинная пауза). 8-е предложение. - Что же случилось с Дымком? Почему? (растаял. Не успела предупредить труба.) 9-е предложение. - Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял. - А как текст об этом говорит? Размышляем дальше. - Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок? Итог текста. За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? Обмен мнениями. - Задайте друг другу вопросы. Творческое задание. 1. Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали Дымка. Пофантазируйте. Нарисуйте. 2. Расскажите, о чем мечтается, когда вы смотрите на облака.
X. Итог урока. 1. Соедините большие буквы с соответствующими маленькими: Д т Т с П д С п 2. Игра «Звук заблудился» Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Сели в ложку (лодку) и – айда! По реке туда-сюда. На поляне весной Вырос зуб (дуб) молодой.
Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была. Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла?
От бобра (добра) бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух (дух). У знаний нет сна (дна).
3. На одну тему с буквой «д»: Семья: дети, девочка, дочка, дедушка. Одежда: джинсы, джемпер. Животные: дятел, дельфин, дикобраз, дрозд. - С какими буквами и какими звуками мы сегодня познакомились?
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |