сайт МОБУ СОШ

с. ПОЛЯКОВКА 

Пнерова Л. Ю.

 

                 Тема: Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки   д  ,   д

                  Цели урока:  Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки  д  ,  д  , учить давать характеристики звукам.

                         Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность.

                          Формировать правильное, плавное, выразительное, сознательное чтение.

                  Оборудование: учебник «Азбука», таблицы, демонстрационный материал, иллюстрации.

Ход урока

                  I. Организационный момент

 

                 II. Повторение пройденного материала

                  1. Чтение текстов с.      . Постановка вопросов к текстам, выделение главной мысли предложений.

                  2. Образование новых форм слова:

рыба, о рыбе, за рыбой, для рыбы

                  3. Образование родственных слов:

рыба, рыбка, рыбак, рыбачить, рыбный, рыбешка

 

                III. Фонетическая зарядка. Постановка темы и цели урока

 - Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду.)

 - Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?   (Динь-динь-динь.)

 - Какие звуки слышим в начале этих слов?

 - Что вы можете рассказать об этих звуках?  (Согласные, в произношении участвуют зубы и язык.)

  - Охарактеризуйте эти звуки.  (Пальцы кладем на горло, произносим звуки д и д  . Чувствуем дрожь. Значит, эти звуки звонкие.)

 

             IV. Работа над новым материалом

1.     Назовите одинаковый звук в словах:

помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика, кедры

2.     Какой одинаковый звук вы слышите в словах:

девочка, дятел, дерево, радио, дети

3.     Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз

шар, астра.   (Даша.)

 - Что знаем о правописании слова  «Даша»?    (Имена собственные пишутся с большой буквы.)

 

              4. Кто больше запомнит слов со звуками  д ,  д  .

           Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь.

           Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.

 

4.     Знакомство с буквами Д,  д.

Букву д на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда:

То и дело драки.

                            А Шибаев

 - На что похожа печатная буква Д?

Вот стоит дымок пуская,

Буква д – труба печная.

Этот домик – буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идет дымок.

А в окошке -  кошка.

                             В. Степанов

                      5. Раскрашивание схемы- человечка и характеристика: буква  д  обозначает согласный звонкий звук д  и согласный звонкий  звук д , значит, рисуем желтый колпачок-звоночек. Звук  д  - твердый, один ботиночек закрашиваем синим: звук  д  мягкий, второй ботиночек закрашиваем зеленым.

 

                 VI. Работа в Азбуке. 

                  Чтение слогов (с.18). Что на рисунке начинается с этих слогов? Какие буквы и слоги помогут составить слова?  (Да (ча), до(м), ду(б), ди(во), ды(м).

 -   Прочитайте слоги, где звук  Д  произносится мягко.

 - Прочитайте слоги, где гласная буква показывает, что согласный произносится твердо (да, до, ду, ды).

 -   Сравните первый столбик и второй. (слушаем себя, наблюдаем за речью).  (В первом столбике слоги начинаются с буквы д, во втором – с буквы т.)

 -    Прочтите слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (3-й столбик).

 -   Прочтите слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук. (4-й столбик).

 

                 VII. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

             

 

             VIII. Загадки. Деление  отгадок  на  слоги.

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

                          (Доктор)

 

На улице столбом,

А в избе скатертью.

                        (Дым)

 

Лежит – ниже коня,

Встанет  - выше коня.

                         (Дуга)

 

Она идет между сел и полей,

А люди все идут по ней.

                        (Дорога)

 

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае,

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

                         (Дни недели)

Перечислить дни недели.

 

IX.            Работа в Азбуке.

 1. Чтение столбиков слов (про себя, затем вслух по заданиям).

               1-й столбик.

-  Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.

- Прочитайте слова, где есть опасное место.  (Дышит.)

- Прочитайте слово из 2 звуков.  (Да.)

              2-й столбик.

- Прочитайте слова, меняя интонацию.

Дом – с интонацией таинственности;

Дома – растерянно;

Домик -  грустно;

Домишко – насмешливо;

Домишки – радостно.

- Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.)

-  Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький (домик, домишко). Выделите суффиксы –ишк-, -ик-.  Звуко-буквенный анализ этих слов.

              3-й столбик.

- Прочитайте слова с корнем  -дыр-, с корнем –дым-.

- Выделите корень. Как называются эти слова?   (Однокоренные.)

              4-й столбик.

-  Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

-  Что заметили? Выделите корень – дар-.

Прочитайте слова с приставками.

              5-й столбик.

-  Все ли слова однокоренные? Прочитайте слова с корнем –дол-, -дал-.

             6-й столбик.

-  Прочитайте эти слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень? (-лад-)

 

2. Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с.118).

          Подчеркивание пробела между предлогом и словом по ходу чтения.

Озаглавливание текста.

          Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок».

          На доске ключевые слова: Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

1)    Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку,

заглавию.

        2) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова на доске подчеркиваются по мере их появления в тексте.

         Над трубой появился белый дымок.

         - Представьте, какой был дымок.  (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный…)

         2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

         - Автор оживил его. Заметили ли вы?  (Осмотревшись, помчался.)

        3-е предложение.

         -  Какой вопрос зададим тексту? Постой, не спеши, стала учить труба.

         - Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)

        4-е предложение.

         - Каким был Дымок? (Любознательным.) А как в тексте об этом узнаем?  (Некогда, я все хочу увидеть).

         5-е предложение.

         - Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

        6-е предложение.  (Чтение и подтверждение.)

        - Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.  Выпалил -  что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.)

         - Что произойдет дальше с ним?  (Предположения.) Читайте 7-е предложение не спеша.

          7-е предложение.

         И… (предупредить о выразительном чтении – длинная пауза).

          8-е предложение.

          - Что же случилось с Дымком? Почему? (растаял. Не успела предупредить труба.)

          9-е предложение.

          - Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

          - А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.

         - Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?

          Итог текста.

          За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»?

          Обмен мнениями.

          - Задайте друг другу вопросы.

         Творческое задание.

1.        Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали Дымка. Пофантазируйте. Нарисуйте.

2.        Расскажите, о чем мечтается, когда вы смотрите на облака.

 

      X. Итог урока.

      1. Соедините большие буквы с соответствующими маленькими:

                                       Д     т

                                       Т     с

                                       П     д

                                       С     п

        2. Игра «Звук заблудился»

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

 

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была.

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

 

От бобра (добра) бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух  (дух).

У знаний нет сна (дна).

           

          3. На одну тему с буквой «д»:

Семья: дети, девочка, дочка, дедушка.

Одежда: джинсы, джемпер.

Животные: дятел, дельфин, дикобраз, дрозд.

          - С какими буквами  и какими звуками мы сегодня познакомились?

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz